11.09.2014 в 18:15
Пишет opheliozz:

Пишет Gun_Grave: Витражи

Витраж - это плоское или ограничено-объемное произведение монументально-декоративного искусства, изобразительного или орнаментального характера, выполняемое, как правило из цветного или расписанного стекла, рассчитанное на рассматривание в проходящем свете и заполняющее оконный проем в каком-либо архитектурном сооружении.
В самом слове витраж как бы запрограммировано применение цветного стекла, но в историческом плане известны многочисленные случаи применения слюды, тонких пластинок мрамора, фарфора и в настоящее время синтетических смол.

Обычно историю витражей начинают с рассказа Плиния о случайном открытии стекла Финикийскими моряками, потерпевшими кораблекрушение. Моряки устанавливают посуду для приготовления пищи на блоки из соды. К утру жар костра растопил соду и из расплава песка и соды после остывания образовалось стекло. Сегодня этот рассказ считается не точным с научной точки зрения.
Более вероятно, что стекло было случайно обнаружено Египетскими или Месопотамскими гончарами при обжиге своих изделий.

Самое раннее известное изделие из стекла, Египетская цепочка, датируется между 2750 и 2625 годами до нашей эры. 115 фрагментов цепочки были обнаружены экспедицией Дэвида Шлумбергера в 1937 году.
Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.
Используемое стекло было очень неоднородно и не очень прозрачно. Но справедливости ради надо отметить, что попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так в раннехристианских базиликах V-VI вв. Окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.

В 1930 году в Saint Vitale в Ravenna археологом Cecchelli были обнаружены при археологических ракопках три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом.
Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Другое изображение Христа было обнаружено в 1932 году при земляных работах в аббатстве Lorsch в Германии. Считается, что эти изображения занимали центральное место в окне, в котором они были единственным окрашенным элементом.
Самыми старыми законченными витражами Европы являются несколько фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи используют технику закрашивания и тонального оттенения и сделаны из ярких стекол разного цвета. Это работа квалифицированных мастеров.

Позднее, примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые, Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.
В начале первого тысячелетия нашей эры в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры.

Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью не более нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке. На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).
В средневековье было два периода в витражном искусстве - романский и готический.

Романский период с 1050г г-1200гг
В Романской архитектуре уже больше элементов, которые украшали витражи. Эволюция средневекового витража связана прежде всего с соборами, которые являлись центрами повседневной общественной жизни. Толстые стены вынуждали делать большие окна. Типичный ансамбль состоит из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Более ранние окна этого стиля более просты и примитивны. Окна используют стилизованное растительное украшение и декоративный орнамент вокруг сцен и рисунков. Преобладающие цвета красный и синий.

Готический период с 1200гг-1350гг
Монументальная живопись готики в основном представлена витражом. Значительное увеличение оконных проемов повысило роль витражей в ущерб росписям. По сравнению с романскими, в готических витражах отмечается более глубокий и конденсированный цвет. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать. В XIV в. свинцовые переплеты становятся тоньше и изящней, рисунок напоминает книжную миниатюру. Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями. Нередко мастера изображают самих себя за работой.

Средневековая церковь была наиболее важным патроном искусств. Наиболее ярким представителем был аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Сугерий был студентом и другом королю Луи VI, министром Луи VI, регентом во время второго крестового похода. Его записки представляют нам проницательного бизнесмена, гениального политического деятеля и преданного поданного короля. Сугерий руководствовался философией, включая мистику. Эта философия заставила его увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым визуальным воплощением духовных сюжетов.

Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей, или медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции.
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат. В XV в. изобретена техника дублирования стекол, что давало тончайшую нюансировку цвета, в витраже. Явственно ощущается нарастание реалистических элементов, он уже соперничает с книжной миниатюрой, но при этом теряет монументальность. Особенно громкую славу снискали французские витражи Шартра, Руана и Сент-Шапель в Париже, а также немецкие витражи соборов в Страсбурге Первые витражи стали использовать католики в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородно и не очень прозрачно.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. Особенности средневекового процесса, в общем, те же, что и сейчас и были изложены в трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году.

Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташем, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.
К нам витражи пришли из Европы и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к появлению различных технологий-заменителей классической технологии, что никоем образом не уменьшает их художественной ценности.

Получив широкое распространение в средние века, этот вид искусства процветал на протяжении многих столетий с тем, чтобы в XVII веке потерять свое значение. Именно в это время начали появляться новые стилевые направления - "барокко" и "рококо". В начале XIX века в некоторых странах делались попытки возрождения витража, технологии производства стекла и красок, а также техники исполнения, однако безуспешно.
Англия, середина XIX века. Историки и ученые заново открывают средневековые технологии. Яркими представителями "американского" стиля создания витражей являются Дж. Лафраж и Луи Тиффани. Будучи современниками, но работая независимо друг от друга, они пытались создать стекло, которое бы обладало широким набором визуальных эффектов без рисования.

В 1870 году Луи Тиффани первым адаптировал идею замены тяжелых свинцовых перемычек на медные, что позволило получить более замысловатые, ажурные композиции. Благодаря своей прозрачности и мягкости линий витражи легки, они как бы утратили свой вес и плотность.

URL записи

@темы: интересности